вторник, 4 декабря 2007 г.

Sven Väth – The Harlequin, The Robot and The Ballet-Dancer (1994)

...Значим сей диск был прежде всего для самого Свена, для его музыкальной – композиторской – карьеры сольной, для лэйбловой политики Eye Q в целом (насколько можно заключить, исходя из музыкальной истории последующей, хорошо известной)...


Предприняв в 1995-м году отчаянную попытку реабилитировать пришедшийся не по вкусу клубной аудитории муз. триптих "The Harlequin, The Robot and The Ballet-Dancer"(произведя жёсткую ревизию материала и издав его в виде альбома ремиксов: "Touch Themes оf... Harlequin / Robot / Ballet-Dancer"), Свен на долгие годы – по-видимому, вообще навсегда – распрощался со старым-добрым интеллектуальным Транс/Эмбиентом в духе "Accident in Paradise", подвергнув собственный муз. формат радикальному "отехновлению" и минимализации, ориентированной исключительно на танцпол – без малейших признаков какой-то особой содержательной глубины и той прелестной и уютной медитативности, коей славились его ранние трансовые работы первой половины 90-х гг. (на стыке Транса с элементами очень тонкой ненавязчивой психоделии, Эмбиента и махрового экспериментала, уходящего в Неоклассику), излучавшие тревожное и мерцающее, несколько холодноватое и призрачное, фосфоресцирующее сияние!...


Sven Väth – The Harlequin, The Robot and The Ballet-Dancer (1994)


Label: Eye Q Records, WEA Musik GmbH
Catalog#: 4509 97534-2, 4509 97534-2
Format: CD, Album
Bitrate: 320 Kbps

Country: Germany
Released: 1994
Genre: Electronic
Style: Trance, Ambient, Modern Classical

Credits: Artwork By - Bidiol, F. Reichhold
Producer, Written-By - Ralf Hildenbeutel, Sven Väth

Рекомендация к прослушиванию от авторов: "To achieve the maximum impact of this music the author recommends: listen to this... from the beginning to the end – without interruption!"

Tracklisting:

1. Intro (5:04)
2. Harlequin plays Bells (9:12)
3. Harlequin – The Beauty and The Beast (9:57)
4. Harlequin's Meditation (12:44)
5. The Birth of Robby (10:04)
6. Robot (7:43)
7. Ballet-Romance (0:50)
8. Ballet-Fusion (9:11)
9. Ballet-Dancer (8:03)



Отличный и оч. грамотный CD-обзор "The Harlequin, The Robot, and The Ballet-Dancer" в биографии Свена на rol.ru:

"...1994 год стал переломным в карьере Свена. Выходит одно из наиболее значительных произведений электронной музыки за последние 5 лет: концептуальный альбом-триптих "The Harlequin, The Robot, and The Ballet-Dancer".

Вводный трек, где перечисляются действующие лица вымышленного мира, академично строг и скуп на лишние ассоциации. Происходит некая внутренняя работа, готовящаяся к тому, чтобы распахнуть подсознание слушателя к восприятию красочных музыкальных полотен.

Harlequin Plays Bells – легкий перезвон колокольчиков на вратах психоделического рая выхватывает вас из реальности прочь в чарующее царство полиритмов.

Harlequin – The Beauty and The Beast – одна из наиболее поражающих воображение танцевальных композиций, написанная на стыке техно, транса и гоа-транса.
Окказиональная структура и этнический моментализм Гоа непостижимым образом переплелись с ярчайшей мелодией и предельно отчетливым ритмическим рисунком. Этот трек вызвал и продолжает вызывать "брожения" в умах ди-джеев и продюсеров во всем мире.

Harlequin's Meditation – эмбиент в духе Брайана Ино, с элементами востоковедения.

Немного экспериментальной электроники The Birth of Robby и трайбал-техно хит Robot подводят нас к завершению путешествия – феерической саге о танцоре балета, для которого танец значит все и ничего...

Ballet-Romance, Ballet Fusion и Ballet-Dancer – вечная ода движению, написанная современным языком электронной музыки. Сказочные гофмановские интонации воплотились в ориентальном киберпространстве, нарисованным воображением молодого франкфуртского ди-джея и продюсера...

Невероятно, но альбом был ''награжден'' самой идиотской прессой. Судачили, что пластинка ''претенциозна и затянута''. Плохой прием альбома, особенно в Англии, очень навредил репутации Свена.

Выпуск ремикс-альбома "Touch Themes of Harlequin/Robot/Ballet Dancer" (1995) с удивительными ремиксами от Alter Ego, Underworld, Stevie B-Zet, Aural Float, Speedy J и Hardfloor не особо спасли положения. Лейбловая политика Свена дала обидную трещину"...

(с) rol.ru

Сам Свен, касаясь вопроса о структурном и идейном содержании концепт-альбома, подчёркивает, что форма триптиха была избрана отнюдь не случайно, и раскрывает неоднозначную [триединую] природу его собственной "зафрикованной" личности, отражая внутреннюю борьбу противоречивых тенденций (что-то вроде "Лебедя, рака и щуки" из крыловской басни)!


* * *

...Занавес подымается, и на фоне сюрреалистических пустынных дюн (по всей видимости, некогда бывших театральными декорациями, а ныне оставшихся в качестве символического напоминания о бренности бытия и всех мирских увеселений) перед нами поочерёдно предстают 3 полуфантастических персонажа – метафора трёх сторон авторской души (и, возможно, трёх стадий личностного, творческого роста)...

Кстати говоря, сама метафора безводной пустыни, иссушенной знойными песчаными вихрями-самумами, выветренных голых скал, изъеденных эрозией, и волнообразных песчаных дюн, пребывающих в вечном движении и постоянном видоизменении, – здесь тоже не случайна и насыщена символизмом: с одной стороны, и правда (как уже было замечено выше), – унылый пост-апокалиптический ландшафт, аллегория бренности и хрупкости существования, с другой же стороны – идеальный антураж для глубокой саморефлексии, уединённого погружения в себя, сосредоточенного внутреннего самоанализа и борьбы с одолевающими душу ложными греховными страстями (уместно вспомнить и библейскую притчу об отшельничестве Христа в иорданской пустыне, ставшую сюжетом многих классических произведений)...



1) Арлекин из предшествующего альбому макси-сингла ["Harlequin – The Beauty and The Beast"], заметно потрёпанный и даже частично скинувший с себя никому ненужную сценическую маску [колпак с бубенчиками небрежно валяется на песке], обнажая скрытую кибернетическую сущность (а-ля Терминатор с процессором вместо мозгов :D), плавно перетекающую во вторую фазу (см. нижеследующий пункт повествования)...



Иллюстрация на одной из вкладок CD-ковера: Свен в образе погружённого в себя, рефлексирующего Арлекина.


С ехидным смешком сей Арлекин аккуратно цитирует во вводном треке [Intro] великого нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского – V главу его бессмертного "Похвального слова Глупости" (1509 года) – монолог этой самой Глупости, "щедрой подательницы всяческих благ, которую латиняне зовут Стультицией, а греки Морией":


"Нет во мне никакого притворства, и я не стараюсь изобразить на лбу своем то, чего нет у меня в сердце. Всегда и всюду я неизменна, так что не могут скрыть меня даже те, кто изо всех сил старается присвоить себе личину и титул мудрости, – эти обезьяны, рядящиеся в пурпур, и ослы, щеголяющие в львиной шкуре. Пусть притворствуют как угодно: торчащие ушки все равно выдадут Мидаса".

Hehe.


2) собственно, фаза вторая: кибернетическая (Robot) – репрезентирует и отображает техническую сторону, виртуальную и механистическую (момент непосредственного контакта Свена с механизмами, отсылающий в т. ч. и к его биографии: как известно, по окончании школы герой данного повествования подрабатывал подмастерьем слесаря-монтажника... покуда в возрасте 18-и лет ему не выпал уникальный шанс поиграть в "Дориане Грее"!) + ещё, возможно, некоторый отсыл к предыстории немецкой электроники: вспомним Kraftwerk:


Свен разоблачённый: лишённый пёстрых шутовских одеяний Арлекина и "терминированный" (Robot).


3) наконец, образ третий и последний, вырисовывающийся как итог всех предыдущих эволюций и трансформаций, – танцующая балерина в пачке [Ballet-Dancer], символизирующая собой возвращение в лоно классики и безвозмездную преданность [преданность на грани самопожертвования и самоуничижения] идеалам чистого искусства, служение "искусству ради искусства":


Между прочим, явные параллели с "Анной Павловой" (1909 г.) Валентина Серова угадываются:


Серов В. А. Гастрольная афиша Анны Павловой ("Русские сезоны" оперы и балета во Франции). Париж, 1909, хромолит.

Своего рода вселенский танцевальный круговорот, цикл вечного возвращения на круги своя, генетической преемственности самых различных модификаций искусства [скажем, мусического искусства и танцевального], так или иначе соотносимых с бессмертной Классикой, – будь то первобытно-неистовые пляски вошедшего в транс шамана с бубном, наркотические клубные "топтушки" иль выверенные до мелочей и отточенные балетные па...


Нелишним здесь будет напомнить (плюс ко всему прочему), что в древнеиндийской космогонии, к примеру, танец Шивы также символизировал собой всё мироздание...

http://www.sendspace.com/file/vy9exv

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Поразительно! Очень интересный альбом. Действительно слушать от начала и до конца. Спасибо за то, что выложил его! Молодец, что поднимаешь такие темы.

DurMan комментирует...

Благодарствую за отзыв, для меня этот диск тоже особенно значим (отсюда, собственно, и столь пространная "многобуквенная" писанина, ему посвящённая: результат многократных упоительных переслушиваний и осмыслений)!


Поразительно на самом деле скорее то, что этот потрясающий воображение концепт-альбом, как известно, никакой особенной славой-то, по существу, и не окружён - да и воще, как показывает практика, мало кому знаком, мало кто его помнит... вот это, на мой взгляд, по-настоящему убивает (такое несправедливое забвение шедевров!) :/

В Европе, опять же, к нему отношение какое-то совсем прохладное: взглянуть оценки на том же "Дискогсе" - чуть выше "тройки" [по 5-балльной шкале] его тамошние эксперты оценили!... :D


Радует, по крайней мере, тот факт, что "Harlequin/Robot/Ballet-Dancer" хоть кому-то оказался интересен, хоть кто-то ещё в состоянии по достоинству оценить его красоту!... :yes:

Respect! ;)